В моих руках старая пожелтевшая от времени открытка с розами в вазе, предположительно отправленная 75 лет назад с территории Германии, которая сохранилась в нашем семейном архиве.
Она адресована моей маме, в то время Кирпиченко Вере Филипповне, от старшего брата. На обороте аккуратным мелким почерком написано:
Она адресована моей маме, в то время Кирпиченко Вере Филипповне, от старшего брата. На обороте аккуратным мелким почерком написано:
«Вера! Прими от меня на память обо мне хотя это изображение цветов вместо фотографии. Ты знаешь, что на поле битв нет фото-ателье или фото-мастерских. Здесь смерть и разрушение. Взглянув на эти цветы, вспоминай своего брата, который любит тебя. Михаил».
Трудно описать те сложные чувства, которые наполняют мою душу, будоражат кровь, вызывая мысленно различные образы и события. Не знаю как Вы, но за этими строчками я физически чувствую огромную любовь и безмерную тоску по сестре и семье, родным местам, желание скорее завершить войну, остаться живым и вернуть домой. Однако этому не суждено было сбыться. Он погиб и остался навечно в братской могиле в одном из небольших немецких городков.
В канун 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, участвуя в различных мероприятиях, посещая обелиски и отдавая дань памяти погибшим, а также чествуя ветеранов и участников войны, я почувствовала потребность выполнить долг перед своими родными. Прежде всего, побывала на могилках, привела их в порядок и поставила живые цветы, совершила поминовение тех, кто погиб на войне и ушел из жизни уже в мирное время. Пересмотрела семейный архив и с братьями постаралась вспомнить все, что сохранила наша память из рассказов наших родителей.
Позвольте поделиться с вами рассказом о простой белорусской семье, судьба которой схожа с тысячами других наших земляков.
В семье нашей бабушки Ани с ее мужем Филиппом было шестеро детей: трое ребят и трое девчат. Жили они в деревне Шестеровка, Климовичского района, Могилевской области - это почти на границе с Россией. В школу ходили за несколько километров в Звенчатку. Как рассказывала мама, перед войной она окончила десять классов в Климовичах, но для этого ей пришлось жить там на квартире.
Самый старший брат, Степан, учился в Москве и стал скульптором. Он писал стихи по стилю очень схожие со стихами Сергея Есенина и поэтому Союз писателей СССР разрешил ему взять псевдоним Степан Есенин. В доме на чердаке был большой сундук с его стихами, однако во время войны они сгорели вместе с домом. Когда началась война ему дали бронь от призыва на фронт и эвакуировали во Фрунзе. Недолго поработав там, он отказался от брони и ушел на фронт, участвовал в боях на Северном Кавказе, умер в госпитале 02.10.1942 года, захоронен на старорусском кладбище в г. Махачкала (Дагестан где впоследствии пропал без вести.
В период работы во Фрунзе его тесно связывали дружеские отношения со скульптором Ольгой Мануиловой, которой впоследствии было присвоено звание народного художника Киргизской СССР. Она приезжала в гости к нам, в Могилев, и подарила барельеф дяди, авторскую книгу, где отражены воспоминания об их совместной работе и фотографии.
Второй старший брат мамы, Михаил, тоже уехал в Москву и стал артистом цирка. Он любил музыку и очень хорошо играл на аккордионе. Он также отказался от брони, был призван Дзержинским РВК г. Москва и воевал на 1 Белорусском фронте в 11 гвардейском отдельном танковом полку. Был убит 07.03.1945г., захоронен в г. Лебус (Германия). После войны мама долго занималась поисками братьев и получила ответ только о месте захоронения Михаила. Однако съездить туда не представилось возможным так как ей, после смерти отца, пришлось одной поднимать и учить троих детей, а потом адрес затерялся. Более полные и точные сведения удалось найти в Центральном архиве Министерства обороны только сейчас их внукам.
Старшую сестру, Марию, немцы угнали в Германию, где ей пришлось быть до окончания войны. Такая же судьба была уготована и моей маме, однако бабушке удалось, подкупив охранника, освободить ее и спрятать пока не закончилась насильственная отправка молодежи на принудительные работы в страну захватчиков.
Бабушка с оставшимися тремя детьми вынесли на своих плечах все ужасы войны и оккупации, всячески помогая партизанам продуктами и одеждой.
После освобождения района от захватчиков, всю молодежь, в том числе и маму, направили на восстановление Сталинградского тракторного завода. В семейном архиве сохранились некоторые документы того периода. Там она встретилась с моим отцом.
Наш отец, Данилин Николай Михайлович, был призван в действующую армию с первых дней Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года Сталинградским РВК г. Грозного.
Потомок донских казаков, которые во все времена имели гордость, честь, достоинство, преданность и Веру, отец был настоящим защитником своей Родины и Славы воинства. Эти черты характерны всему нашему роду. Еще наш прапрадед, в составе войск Суворова участвовал в высокогорном Швейцарском походе, в котором донские казаки разделяли с прочими войсками все неимоверные трудности и опасности на обледенелых склонах альпийских хребтов. Шашку и форму прапрадеда в роду хранили на протяжении нескольких веков.
В одном из боев танк нашего отца был подбит и загорелся. Отец был контужен и чудом выбрался из горящего танка. Потом был госпиталь, реабилитация в санатории Кисловодска, увольнение в запас в августе 1944 года и дальнейшая работа на Сталинградском тракторном заводе. Отец был награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».
Создав семью в 1944 году, наши родители переехали жить в Грозный, где родились мы, а в 1958 году переехали в Могилев.
Сегодня наших родителей и предков нет в живых, но память о них, о самых различных событиях, в том числе о войне сохраняется. Мы – последнее поколение, которое еще имеет возможность общаться с живыми участниками, с ветеранами войны.
У каждого из нас хранятся материалы об истории своей семьи: документы и письма, фотографии и рисунки, коллекции и просто вещи, которыми пользовались наши предки. Не нужно торопиться выбрасывать, не разобравшись в их истории, а потом жалеть об этом. Через семейный архив мы прослеживаем за повседневной жизнью своих предков: как они жили, чему радовались, как растили детей, мечтали, трудились. Будет правильно, если мы сохраним для наших потомков все, что нам известно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий