Стала большим сюрпризом для могилевчан выставка картин из коллекции Лидии Руслановой
в музее В.К. Бялыницкого-Бирули, в которой были собраны лучшие образцы
русской школы живописи. Той
самой коллекции, лишь часть которой вернулась к певице после ее освобождения и
реабилитации в 1953 году.
На открытии выставки 23 августа 2019 года захватывающую экскурсию провела директор музея С.В. Строгина, с любовью рассказывая не только историю каждой картины, но и о судьбе великой русской певицы. Во многом судьба и самой певицы, и ее коллекции удивительна и трагична.
Лидия Русланова (настоящее имя - Прасковья Лейкина) - из бедной семьи староверов на Саратовщине. Девочка росла без родителей - отец не вернулся с русско-японской войны, а мать надорвалась на кирпичном заводе. Прасковья окончила всего четыре класса церковно-приходской школы. Ее заработком с детства стало пение: сначала на паперти, потом в церковном хоре и даже в Саратовской консерватории. В 1917-м состоялся ее первый концерт. Всю Гражданскую войну она выступала с народными песнями в частях Красной армии - и уже в своем образе: панёва (юбка), телогрейка, лапти, цветастый платок. А дальше ее слава только росла - радио и грамзапись сделали ее голос узнаваемым по всему СССР.
Собирать
произведения искусства и старые книги она начала давно, еще в годы гражданской
войны, когда была молодой исполнительницей русских народных песен и романсов. Росли
слава певицы и ее гонорары. В предвоенные годы Лидия Русланова стала
мегазвездой советской эстрады. Огромными тиражами выходили пластинки с ее
песнями, под концерты отдавались лучшие залы, голос ее постоянно звучал на
радио. Третий брак в 1930 году с известным в те времена конферансье Михаилом Гаркави,
знатоком живописи, страсть Руслановой к коллекционированию сделал почти
профессиональным. Именно в предвоенные годы певицей было собрано все самое
ценное и лучшее. Она посещала выставки, знакомилась с биографиями художников, покупала их
альбомы. Русланова вдохновлялась бытом, пейзажами - так
у нее открывалось дыхание на широкую русскую песню. Она и сама любила
подсмотреть себе костюмы в портретах. В ее коллекции немало женских портретов:
дворянок, купчих, простых деревенских баб. Это помогало создавать образы для
выступлений и с народными песнями, и с романсами. У нее выработалось чутье на
подлинник, хотя нередко певица выбирала картину потому, что она ей нравилась
или что-то напоминала. Естественно, ей помогали, консультировали,
советовали как известные художники‑реставраторы, так и сотрудники музеев. Ее огромная квартира в Лаврушинском переулке
(рядом с «Третьяковкой») была заполнена картинами и произведениями искусства
как настоящий музей.
В годы войны Лидия
Русланова дала превеликое множество концертов в составе фронтовых бригад. За ее
деньги для фронта были приобретены две батареи «катюш». Она выступала на всех
фронтах, пела свои знаменитые «Валенки» у стен Рейхстага, оставив на нем свой автограф.
Приказом маршала Жукова была награждена орденом «Отечественной войны».
Но в 1948 году Русланову
арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде и мародерстве по так
называемому «трофейному делу» вместе с ее четвертым мужем. Генерал Владимир Крюков
получил 25 лет, а Лидия Русланова 10 лет лагерей. Все деньги и имущество
конфисковали. При аресте у нее было 132 картины, в числе которых были: картины
Константина Маковского, Бориса Кустодиева и Ивана Шишкина,
Ильи Репина и Ивана Айвазовского, Василия Поленова, Филиппа
Малявина, а также полотна Врубеля, Верещагина,
Сурикова, Васнецова, Федотова, Тропинина, Левитана,
Крамского, Брюллова... Часть картин в 1949 году поступила в
Государственную закупочную комиссию и затем была распределена между музеями.
В 1954 году после
возвращения из лагерей Руслановой вернули из Государственной Третьяковской
галереи 103 картины, так как певица
записывала все свои покупки и смогла сохранить все подтверждающие эти
приобретения документы. Несколько работ Репина, Рокотова, Федотова,
Серебряковой, Васнецова она продала в фонды Третьяковской галереи по просьбе ее
руководства. Когда Лидия Русланова вернулась в Москву после освобождения,
страсть к коллекционированию пропала.
Русланова начала распродавать свое собрание.
Но первые полотна из него Государственная Картинная галерея (так назывался Национальный
художественный музей до 1957-го) приобрела еще во время ее заключения - в
1950-м. Впоследствии было приобретено много картин благодаря дружбе Елены Аладовой, директора белорусской галереи, с Лидией Руслановой,
хотя изначально их отношения подразумевали исключительно деловой формат. В Минске оказалась треть коллекции Руслановой - 43 картины.
Конечно, это осколки некогда блистательного собрания, но какие! В первую очередь Аладова приобретала произведения русских живописцев,
которые либо бывали в Беларуси, либо являлись уроженцами этих мест. В числе
первых картин был приобретен
блистательный портрет графа Матвея Виельгорского, работу Карла Брюллова, на
которую когда–то любовался Пушкин. И сразу же вслед за ним - портрет Федора
Толстого кисти Сергея Зарянко, уроженца Могилевской губернии.
Когда в 1960-х Русланова приезжала с
концертами, она всегда приходила в экспозицию русской живописи нашего музея,
спрашивала: «Как там мои детки поживают, как вы их разместили?» Елена Аладова,
зная о ее приезде, выставляла побольше картин, чтобы порадовать певицу. Это
ведь была встреча с картинами из ее дома.
В Могилевском музее экспонируются 18
картин русских живописцев, знакомство с которыми происходит под звучание песен Лидии Руслановой, поистине царицы народной песни и невольно
кажется начинаешь ощущать ее присутствие в залах музея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий