Небольшая деревенька в окрестностях Сморгони могла остаться одной из многочисленных деревень, в большом количестве затерянных достопримечательностей на карте Беларуси. Однако местечку Залесье суждено было войти в историю, ведь там жил известный Михаил Клеофас Огинский. Некоторые историки считают, что именно здесь был написан и впервые прозвучал знаменитый полонез «Прощание с родиной», позже ставший именоваться «Полонезом Огинского» в честь его непревзойденного автора.
Родился Михаил Клеофас Огинский 25
сентября 1765 года в имении Гузово под Варшавой, но в своих мемуарах он подтверждал
белорусское
или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Семья Михаила-Клеофаса
принадлежала к высшим аристократическим кругам и была православного вероисповедания. Его отец
Анджей Огинский (1740-1787) был сенатором и послом Речи Посполитой в
Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. И это
было не случайно, потому что Витебщина со второй половины XVII и на протяжение
всего XVIII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских,
которые в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую жизнь
Речи Посполитой могли сравниться только с князьями Радзивиллами. А еще историки утверждают, что предки имели
типично белорусскую фамилию Глушонки. Огинскими (правильнее в польском
произношении — Огиньскими) они стали после того, как король Речи Посполитой
подарил им имение Огинты.
Получив прекрасное домашнее
образование и продолжив его в Варшаве, Михаил Клеофас был назначен великим
подскарбием (государственным казначеем) Великого Княжества Литовского. После он
становится дипломатом и в 1790 году по
поручению короля Речи Посполитой выехал в Голландию, а затем – в Лондон, с целью
расширить торговые связи между Польшей и Западной Европой морским путем. Михаил Клеофас обладал необычными
политическими и дипломатическими способностями, но когда в 1794 году вспыхнуло
восстание под руководством Тадеуша Костюшко, он стал его активным участником, командовал
собственным полком конных стрелков. После того, как восстание было подавлено, а Польша в
результате третьего раздела фактически перестала существовать как государство,
Огинский бежал за границу и 8 лет был политическим
эмигрантом.
Композиторский
талант проявился у Огинского в 1790-е годы, но
с ранней юности он увлекался музыкой, прекрасно играл на многих музыкальных
инструментах, особенно хорошо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели. В
эмиграции композитор продолжил свою творческую деятельность.
Род Огинских стал владельцем Залесья в первой половине XVIII века, которое приобрел у предыдущего владельца прадед Михаила Клеофаса, витебский воевода Марциан Михал Огинский (1672-1750). Деревня своим названием обязана одноименной усадьбе Михаила Клеофаса Огинского, земельное владение которого имело вокруг Залесья окрестные земли с крепостными деревнями. Название помещичьей усадьбы в те времена не связывалось с названием близлежащей деревни. Оно должно было служить распознавательным знаком среди прочих помещичьих усадеб. Михаилу Клеофасу усадьба досталась по наследству от неженатого престарелого дяди, графа Франтишека Ксаверия, опекуном которого он был 12 лет. Усадьба в XVIII веке состояла из деревянного дворца и нескольких хозяйственных построек.
После
объявленной властями амнистии Михаил Огинский в 1802 году вернулся в Российскую империю и поселился в имении Залесье, где прожил более 20 лет и построил
новую усадьбу с каменным дворцом. Автором проекта усадьбы был профессор
архитектуры Виленского университета Михаил Шульц, руководство строительством
осуществлял Виленский
архитектор Жозеф Пусье. Строительство
дворца в основном было завершено к 1815 году. Дворец Михаила Клеофаса получил
вид, невиданный в строительстве аристократических резиденций того времени: он
состоял из двух вытянутых под прямым углом одноэтажных крыльев, между которыми
и на концах которых находились двухэтажные павильоны. Центральная часть дворца была обозначена
портиком из четырёх тосканских колонн и увенчивалась небольшой башенкой, в
которой помещались часы с боем, имеющие со всех четырех сторон циферблаты
со стрелками. Над башней был прикреплен шар, в котором находился специальный
колокол, отбивавший время. Павильоны, романтично названные именами детей (один
из них назывался башней Амелии, второй - башней Иренеуша), служили для
жилья. Внутренняя планировка дворца
позволяла разместить здесь не только жилые комнаты, но и различные гостиные и салоны.
Декоративный забор в виде штакетника, закрепленного между каменными столбами, соединял здание оранжереи со зданием водяной мельницы, которая по форме напоминала дворцовые павильоны, но была чуть больше. Построенная перпендикулярно к оранжерее большая теплица, оранжерея и дом садовника, который стоял неподалеку, образовывали живописный внутренний дворик, куда летом из оранжереи и теплицы выносили горшки с цветами и экзотическими растениями.
В настоящее
время экспозиция музея-усадьбы М.К. Огинского представлена 13-ю залами, в
которых посетители могут познакомиться
с жизнью и деятельностью талантливого композитора и государственного деятеля
Михаила Клеофаса Огинского. Открыв массивные двери главного входа, посетители попадают
в центральный вестибюль, откуда можно пройти в анфиладу парадных помещений:
музыкальный салон, розовую гостиную, бильярдную, столовую. Далее, минуя
несколько комнат, гостиная, откуда
стеклянные двери ведут в оранжерею ... Из гостиной по витой деревянной лестнице
можно подняться на второй этаж в библиотеку, где чаще всего собирались Огинский
и его друзья. Известно, что Михаил Клеофас собрал в Залесье солидную
библиотеку, в основном на французском языке, которая в 1920 г. была передана
Центральной государственной библиотеке в Каунасе.
Зал «Музыка
Огинского» заинтересует музыкальными инструментами 19 века, позволит
окунуться в музыкальную атмосферу, которая царила в этом имении при жизни
Огинского. В „Каминном зале“ взору
откроется галерея портретов рода Огинских, а экспозиция „Кабинета М.К.
Огинского“ расскажет о государственной деятельности известного политика и
дипломата Огинского. Экспозиция зала „Оранжерея. Временные выставки“
демонстрирует многообразие экзотических растений тропиков и субтропиков,
произраставших в имении Огинских в 19 веке и знакомит с
произведениями деятелей искусства. Зал „Оранжерея. Кофейня“ представляет собой
знаменитую летнюю столовую композитора, в которой он часто принимал своих
гостей. Теперь в этой оранжерее действует кофейня, где посетители музея могут
выпить чашку кофе, чая и отдохнуть. Все комнаты дворца меблированы аналогами того времени. Дух
Огинского передает также звучащая отовсюду музыка известного композитора.
Парк, раскинувшийся за дворцом, имел пейзажный характер и соответствовал новомодным образцам романтических парков, так называемых "английских". Он был создан при помощи известных в то время вильнюсских ботаников - Станислава Юндила и Юзефа Струмилы. Под их руководством для оранжереи (специально созданного ботанического сада) в Залесье привозились самые редкие южные растения. В теплице выращивались, среди прочего, абрикосовые деревья и фиговые пальмы. В разных уголках парка были построены беседки и "античные храмы". На территории имения находились водяная мельница. Была здесь и небольшая часовня, и собственная пивоварня, и даже пара зверинцев, возле которых располагались уединенные беседки для просмотра. Кроме различных беседок, в наиболее живописных уголках парка были построены горбатые мостики, садовые диваны, установлены памятные камни. Ряд из них сохранился до наших дней, но почти все перестраивались и восстанавливались в XX веке. Тут же нашлось место для двух валунов, поставленных Огинским в память о руководителе восстания 1794 года Тадеуше Костюшко и гувернере Жане Ролее, с именами которых у владельца усадьбы ассоциировались воспоминания его молодости. При жизни Огинский был без ума от цветов, поэтому на белорусской земле после каждой его зарубежной поездки появлялось какое-нибудь диковинное растение. Клумбы с различными цветами царили везде: под окнами дворца, на полянах парка и даже вдоль дорог, которые проходили через его владения.
Неповторимую
красоту и обаяние усадьбе придавало живописное озеро с островом, который
назывался Лебединым. Через парк текли две извилистые речки - Бобринка и Рудица,
водами которых и наполнялось озеро. Через речки в нескольких местах были
переброшены красивые мостики, а к Лебединому острову с берега вел ажурный
серебристый мостик.
От современников
Залесская усадьба получила возвышенное название "Северные Афины». Владения Огинских гремели на всю
округу: в них частенько устраивались званые ужины, торжественные приемы и
роскошные балы! Под крышей дворца собирались виднейшие политические деятели
того времени и творческая элита, именно здесь в жарких спорах и дискуссиях рождалась
истина.
В жизни Огинского было много встреч
с историческими личностями. Известно, что в период эмиграции он встречался с молодым, амбициозным императором Наполеоном Бонапартом. Говорят, предлагал тому план
возрождения Речи Посполитой, восстановления ее независимости, но получил
фактический отказ. В
конце 1801 года он получил разрешение вернуться в Россию при условии принесении
клятвы в верности императору Александру I. В 1810 году молодой царь после аудиенции пожаловал
раскаявшемуся диссиденту, князю Огинскому, звание сенатора Российской империи -
по вопросам территорий, отошедших к России после окончательного раздела Речи
Посполитой. По сути, он стал официальным представителем императора, его
доверенным лицом на территории нынешней Беларуси, Литвы и Польши. Тогда же
переехал в Петербург на несколько лет, но вместо активных предложений по полной
ассимиляции и подчинению этих самых территорий, Михаил Клеофас взял да и
предложил императору на рассмотрение… проект плана по созданию Великого княжества Литовского в
составе Российской империи. После этого князю оставалось заниматься
больше вопросами быта и творчества.
Михаил Огинский умер 15 октября 1833
г. в окружении своей семьи во Флоренции, где он жил последние 10 лет. Любопытно
то, что погребен Михаил Клеофас Огинский в пантеоне Санта-Кроче. В этом месте
покоятся знаменитые на весь мир итальянцы, подлинные титаны: Галилео Галилей,
Никколо Макиавелли, Микеланджело Буонаротти, Джоаккино Россини.
После кончины великого Огинского его
любимое детище пришло в полнейшее запустение. Два века имение принадлежало
разным хозяевам, которые не слишком ухаживали за ней и не беспокоились за ее
сохранность. В 20-е годы XX века во времена Советского Союза на базе
усадьбы открыл двери пансион, переродившийся в социалистическую здравницу. В
период Второй мировой войны усадьба использовалась как немецко-фашистская
ставка, а в послевоенное время там был дом для престарелых.
В конце 20 века усадьба перешла во
владения Министерства культуры. С целью возвращения
Залесью прежней славы и величия, а также массового привлечения туристов,
в
2011 году была начата капитальная реставрация усадьбы. Денежные средства выделялись не
только из белорусского бюджета, но и другими государствами, глубоко почитающими
знаковую фигуру великого композитора и сына белорусского народа, был создан благотворительный фонд. Совестными
усилиями ЕС, Латвии, Литвы и
Беларуси
было
завершено восстановление концертного зала в имении великого композитора. Усилиями
Сморгонского райисполкома была
отреставрирована и начала действовать в качестве местного костела семейная часовня
Огинских. Благодаря целенаправленным действиям государственных структур,
культурных учреждений и многих людей, заинтересованных в сохранении усадьбы уже
с 1990 года в Залесском дворце регулярно проводилось празднование годовщины
рождения Михаила Клеофаса Огинского и различные иные мероприятия, на которые
приезжали любители истории и музыки из разных уголков Беларуси. В их числе:
ежегодный фестиваль народного искусства "Залесье приглашает
друзей", научно-практическая конференция "М.К.Огинский в Залесье",
благотворительный бал в музее-усадьбе Огинского, республиканский конкурс
белорусского вертепа, публикации печатных изданий о М.К.Огинском.
История музея начинается с 1996 г.,
когда усадьба М.К. Огинского, стала филиалом Государственного музея истории
белорусской литературы. 25 сентября 2014 года состоялось официальное открытие
музея-усадьбы М.К. Огинского, а через год, на 250-летний юбилей композитора,
открылась нынешняя музейная экспозиция. В настоящее время усадьба Огинских расположенная
в агрогородке Залесье превратилась в музейно-культурный центр и является
памятником усадебно-парковой архитектуры XIX
века. Усадьба
включена в Государственный
список историко-культурных ценностей Республики Беларусь.
Успешное возрождение Залесской усадьбы сохранило историческую память о Михаиле Клеофасе Огинском, не только как о талантливом композиторе, политике, дипломате, но и о бунтаре… Однако для нас более ценно его наследие. Сегодня известно около 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт.
Комментариев нет:
Отправить комментарий