Имя выдающегося белорусского художника Витольда Каэтановича
Бялыницкого- Бирули известно многим любителям и ценителям искусства не только в
Беларуси, но и далеко за ее пределами. Он был талантливым пейзажистом-лириком,
обладавший наивысшей утонченностью, чуткостью и музыкальностью, что отражалось
в его картинах, подтверждающих огромную любовь к родной природе. В своих
воспоминаниях художник писал: «Моя жизнь с детства навсегда связана с природой.
В ней и с ней я видел смысл жизни».
Биография В.К. Бялыницкого-Бирули проста и характерна, как и для многих художников его поколения. Родился он 31 января (12 февраля) 1872 года, в д. Кринки (около Белынич), Могилевского уезда, Могилевской губернии, Российской империи. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем в Киевской рисовальной школе Мурашко Н.И. В 1889-1896 годах продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Коровин С.А., Поленов В.Д., Прянишников И.М. В Москве художник познакомился с И. Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем, но на оригинальность его искусства, безусловно, повлияли впечатления детства. Неяркая красота белорусской природы с ее лесами, перелесками, полями, речками и болотцами, зачаровывающими простотой мотива, мягкими спокойными красками навечно вошла в душу будущего художника.
С 1897 года В.К.Бялыницкий-Бирули
демонстрирует свои картины на многих выставках. К художнику приходит признание.
Через четыре года он был удостоен звания академика живописи, стал членом Союза
русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. Его картины были
награждены медалями: «Час тишины» получила две медали: почетную в Мюнхине, и
бронзовую в Барселоне; «Зимний сон» - бронзовую на Международной выставке в
Барселоне.
В 1910 году молодой художник по приглашению помещика
Колокольцева приехал в Удомельский район, «желая найти живописные места». А еще
он хотел быть ближе к своему учителю, маэстро Левитану, который учил юного
живописца не просто писать природу, а «чувствовать и слышать ее тишину».
В 1912 году художник
приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от
мест, где часто работал Левитан, и построил здесь дом с мастерской. . Свою
небольшую усадьбу он назвал «Чайка». Двухэтажная постройка на берегу озера
издалека похожа на зимний домик для птицС «Чайкой» связана большая часть
творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали
неисчерпаемым источником мотивов для его дальнейшего творчества.
Витольд Бируля писал маслом: этюды, выходя в лес - на
картоне, в мастерской - на холстах, увеличивая в размерах этюды, и за
день мог написать две-три картины. Однако не всегда получалось удачно, так как
в мастерской пейзажист не видит, а додумывает соотношение цвета и света в
природе. Некоторые этюды у Бирули лучше, чем картины, так как они отражают
чувства и вдохновение художника. Здесь написаны многие прекрасные работы, в
числе которых «Талые вода. «Чайка»
(1927), «Последний снег. «Чайка» и ее окрестности. Этюд» (1930), «Сирень.
«Чайка». Этюд» (1935).
На своей даче он прожил более сорока лет. В итоге, как
говорят искусствоведы, художник вырос в «импрессиониста уровня Клоде
Моне». Его называют королем «пейзажа
настроения», умеющим чувствовать и «подслушивать» самые тонкие нюансы природы.
В советское время художник продолжает развивать традиции
русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей
жанра мемориального пейзажа. Становится членом Ассоциации художников
революционной России. В.К. Бялыницкий-Бирули много путешествует по стране,
привозит оттуда целую серию пейзажных картин из мест социалистического
строительства, в них также уголки природы, которые любил Пушкин, Чайковский.
В.К. Бялыницкому-Бирули было присвоено звание народного
художника Белорусской ССР (1944), звание народного художника РСФСР (1947), он
был действительный член Академии художеств СССР. В 1947 году В.К. Белыницкий - Бирули приезжал на родину и
почти месяц с увлечением работал в окрестностях Минска. Он написал десятки
этюдов, которые потом были переработаны в цикл картин о Беларуси- «Минские
окрестности. Яблони в цвету. Белоруссия. Этюд» (1947).
Умер художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 году в
возрасте 85 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. Его картины находятся во
многих музеях и частных собраниях. Самая большая коллекция произведений
художника хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь и
конечно есть выставка его картин в Могилевском музее, носящим его имя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий