суббота, 4 июля 2020 г.

Выдающийся художник


Имя выдающегося белорусского художника Витольда Каэтановича Бялыницкого- Бирули известно многим любителям и ценителям искусства не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Он был талантливым пейзажистом-лириком, обладавший наивысшей утонченностью, чуткостью и музыкальностью, что отражалось в его картинах, подтверждающих огромную любовь к родной природе. В своих воспоминаниях художник писал: «Моя жизнь с детства навсегда связана с природой. В ней и с ней я видел смысл жизни».

Биография В.К. Бялыницкого-Бирули проста и характерна, как и для многих художников его поколения. Родился он 31 января (12 февраля) 1872 года, в д. Кринки (около Белынич), Могилевского уезда, Могилевской губернии, Российской империи. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем в Киевской рисовальной школе Мурашко Н.И. В 1889-1896 годах продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали Коровин С.А., Поленов В.Д., Прянишников И.М. В Москве художник познакомился с И. Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем, но на оригинальность его искусства, безусловно, повлияли впечатления детства. Неяркая красота белорусской природы с ее лесами, перелесками, полями, речками и болотцами, зачаровывающими простотой мотива, мягкими спокойными красками навечно вошла в душу будущего художника.

  С 1897 года В.К.Бялыницкий-Бирули демонстрирует свои картины на многих выставках. К художнику приходит признание. Через четыре года он был удостоен звания академика живописи, стал членом Союза русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. Его картины были награждены медалями: «Час тишины» получила две медали: почетную в Мюнхине, и бронзовую в Барселоне; «Зимний сон» - бронзовую на Международной выставке в Барселоне.

В 1910 году молодой художник по приглашению помещика Колокольцева приехал в Удомельский район, «желая найти живописные места». А еще он хотел быть ближе к своему учителю, маэстро Левитану, который учил юного живописца не просто писать природу, а «чувствовать и слышать ее тишину».

 В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан, и построил здесь дом с мастерской. . Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». Двухэтажная постройка на берегу озера издалека похожа на зимний домик для птицС «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для его дальнейшего творчества.

Витольд Бируля писал маслом: этюды, выходя в лес - на картоне, в  мастерской -  на холстах, увеличивая в размерах этюды, и за день мог написать две-три картины. Однако не всегда получалось удачно, так как в мастерской пейзажист не видит, а додумывает соотношение цвета и света в природе. Некоторые этюды у Бирули лучше, чем картины, так как они отражают чувства и вдохновение художника. Здесь написаны многие прекрасные работы, в числе которых  «Талые вода. «Чайка» (1927), «Последний снег. «Чайка» и ее окрестности. Этюд» (1930), «Сирень. «Чайка». Этюд» (1935).

На своей даче он прожил более сорока лет. В итоге, как говорят искусствоведы, художник вырос в «импрессиониста уровня Клоде Моне».  Его называют королем «пейзажа настроения», умеющим чувствовать и «подслушивать» самые тонкие нюансы природы.
В советское время художник продолжает развивать традиции русского лирического пейзажа конца XIX века, становится одним из создателей жанра мемориального пейзажа. Становится членом Ассоциации художников революционной России. В.К. Бялыницкий-Бирули много путешествует по стране, привозит оттуда целую серию пейзажных картин из мест социалистического строительства, в них также уголки природы, которые любил Пушкин, Чайковский.

В.К. Бялыницкому-Бирули было присвоено звание народного художника Белорусской ССР (1944), звание народного художника РСФСР (1947), он был действительный член Академии художеств СССР. В 1947 году В.К. Белыницкий - Бирули приезжал на родину и почти месяц с увлечением работал в окрестностях Минска. Он написал десятки этюдов, которые потом были переработаны в цикл картин о Беларуси- «Минские окрестности. Яблони в цвету. Белоруссия. Этюд» (1947).

Умер художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 году в возрасте 85 лет, похоронен на Новодевичьем кладбище. Его картины находятся во многих музеях и частных собраниях. Самая большая коллекция произведений художника хранится в Национальном художественном музее Республики Беларусь и конечно есть выставка его картин в Могилевском музее, носящим его имя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий