Маслениковы – это известная династия трех поколений белорусских живописцев. Своё творчество они посвящают родной Беларуси,
воспевая её величие и разнообразие, создавая образ родины на холсте. Бескрайние просторы, ландшафтные пейзажи, голубые озёра на картинах
художников чередуются с тихими уютными уголками природы, где человеку хочется
укрыться от шума городских улиц и повседневной суеты. Вдохновлённое родной
природой творчество художников несёт в себе по настоящему национальные черты и
особенности.
Основателем династии стал Павел
Васильевич Маслеников (1914 - 1995 гг.), его дело продолжили сын Владимир и внук Павел. Трудно переоценить вклад П.В. Масленикова в развитие
белорусского изобразительного искусства. Уроженец Могилёвщины, Павел Васильевич
Маслеников был человеком неугасаемой энергии и широкого творческого диапазона. Искусствовед,
художник-постановщик, пейзажист, педагог, заслуженный деятель искусств – едва
ли этих слов будет достаточно, чтобы в полной мере охарактеризовать Масленикова
как творца и признанного мастера своего дела. Его работы являются украшением
музеев и частных коллекций Беларуси, России, Франции и многих других стран
мира.
С раннего детства он внимательно изучал и искренне любил родную природу. Художественное
образование Павел Васильевич получил в одной из лучших авторских школ живописи,
созданных еще Марком Шагалом при Витебском художественном училище. После
успешного окончания учебного заведения он был приглашён в качестве художника
декоратора в Белорусский театр оперы и балета, оформлял
спектакли в Купаловском театре. Декорации,
написанные П. В. Маслениковым, отличались масштабностью и особой колористической
интерпретацией. Несмотря на то, что в белорусском изобразительном искусстве
послевоенных десятилетий важнейшим жанром была тематическая картина, Павел
Васильевич на протяжении всей своей творческой жизни хранил верность пейзажному
жанру, не переставая писать этюды, которые в результате стали основой его
творчества. На своих
живописных полотнах он передавал загадочность, утонченность, динамичность
природных явлений. Художник подмечал удивительные ракурсы окружающего мира и со
всей страстностью стремился запечатлеть их на холсте. Специалисты отмечают широкий
размах кисти, уверенную руку мастера, масштабность полотен, музыкальность и
тонкий лиризм композиции, выбора цвета, которые прослеживаются в пейзажной
живописи Павла Васильевича Масленикова.
Творческая деятельность Масленикова повлияла на развитие жанра пейзажа в
белорусском изобразительном искусстве, а общественная деятельность внесла
значимый вклад в становление Белорусской государственной академии искусств
(БГАИ) и развитие белорусского искусствоведения (с 1960 по 1964 гг. - ректор
БГАИ).
В 1994 г. ему было присвоено звание народного
художника Беларуси, в 1995г. он награждён Государственной премией Республики
Беларусь. В 1997 г. Могилёвскому областному художественному музею было
присвоено имя П. В. Масленикова.
Свою любовь к природе Павел Васильевич передал сыну Владимиру, ныне
заведующему кафедрой живописи БГАИ. С детства Владимир с отцом ездил на этюды.
Подобные «практики» вырастили второго художника в семье. Владимир Павлович работает как в жанре
пейзажа, так и портрета, и его полотна наполнены особой легкостью и
прозрачностью, совершенно чудесным и ярким светом. Белорусская природа на полотнах его картин манит и завораживает неповторимостью и
колоритностью. Его мир очень понятен и знаком. Глядя на картины, хочется вместе
с художником отправиться за тот холм и речку, в ту дальнюю деревеньку, которая
кажется тебе знакомой и родной, хоть в ней никогда не был. С не меньшим интересом Владимир относится и к
портрету, в который он переносит эмоциональный заряд природных сил, наделяя
модели позитивной энергетикой и чувством умиротворённости, а мягкая воздушная
среда природы помогает создать невидимое пространство.
Павел Владимирович, педагог БГАИ, как и его отец, с самого детства
приобщался к семейным традициям. Уже в 5 лет он вместе с дедом и отцом ездил на
этюды, учась у старших, познавая секреты семейного мастерства. Эта учёба
оказала на него сильное влияние, определив стилистику его творчества.
Повзрослев, Павел Маслеников, сохраняя традиции семейного творчества, начал
поиск своего стиля через синтез экспрессивной этюдной манеры письма, характерной
для его деда, и строгостью композиции, чёткостью рисунка и проработкой деталей,
свойственным картинам отца. Благодаря чувственному колориту и сочному слою
краски работы Павла Масленикова буквально оживают на глазах, а новые ракурсы и
сюжеты заставляют обращать внимание и находить для себя всю красоту нашей
родной Беларуси. При этом Павел Маслеников старается не игнорировать те
тенденции, которые развиваются в белорусском изобразительном искусстве на
современном этапе.
Три поколения семьи Маслениковых – художники, которые отличаются друг от
друга, одно остаётся неизменным для творчества этой семьи – это любовь к
родному краю, который даёт силы, является неисчерпаемым источником вдохновения.
Каждая
картина имеет свою историю, свои воспоминания и собственные эмоции, но уникальность творческого стиля в том, что в картинах
художников разных поколений находишь одинаковые чувства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий